Термины художников: пленэр, растушевка и штриховка

В своих статьях о портретах по фото я часто употребляю слова, которые обычному читателю могут быть непонятны. Существуют специфические термины художников для описания процесса рисования картины, используемых материалов, технических приемов. Некоторые из терминов художников пришли к нам еще с Древних времен, другие – начали использовать только сейчас. Все они объедены единой темой искусства, как современного, так и прошлых эпох.

Великий мастер Леонардо да Винчи использовал такие словосочетания, как «рефлекс в портрете» и «симметрия композиции». Художник-импрессионист Клод Моне брал с собой на пленэр мольберт и этюдник, использовал в картинах приемы контраста и нюанса, ритма и метра, создавая динамическую или статическую композицию с правильной линейной и воздушной перспективой. Чтобы лучше понять, что же творил этот мастер и что означают все эти термины художников, предлагаю прочесть их значения в моем небольшом словаре.

Акцент – выделение цветом, тоном или другим приемом самого главного в картине. Например, в портрете это могут быть контрастно прорисованные глаза или яркая шляпа на голове натурщика.

Анфас – изображение предмета в положении прямо.

Асимметрия – композиционный прием, в котором объекты на картине расположены не зеркально по отношению к оси. То есть, это понятие является антонимом к слову симметрия.

Блик – самый светлый участок на картине. В портрете он может располагаться на глазах, на губах и других влажных участках лица, которые отражают свет.

Ватман – плотный белый лист бумаги хорошего качества и определенного размера. На ватмане художники рисуют портреты карандашом, пером, маркерами и другими не мокрыми материалами. Фактура такого листа практически гладкая, но имеет мелкие шероховатости.

Витраж – художественная композиция на стекле, выполнена из кусочков цветного стекла и металлического контура. Существуют также витражные краски, которые после высыхания имитируют материал стекла.

Воздушная перспектива – система рисования предметов в пространстве, при которой дальние из них выглядят более размыто, не контрастно, как бы в дымке, а ближние – четко, детально прорисовано, ярко и насыщенно. Дальние предметы пишутся холодными тонами, а ближние – теплыми.

Гравюра – отпечаток металлической пластины или другой рельефной поверхности на бумаге.

Диптих – две картины, связанные между собой единым сюжетом или замыслом. Вешаются на стене рядом.

Динамика – движение в композиции, которое выражается в вытянутых формах, направлении объекта. Например, динамика в портрете проявляется в позе натурщика, которая стремится к движению.

Этюдник – коробка с художественными принадлежностями мастера. Художник берет ее с собой для писания картин с натуры.

Клячка – похожий на ластик или пластилин инструмент, который осветляет темные участки рисунка, при этом, не стирая тон полностью.

Композиция – система размещения предметов на плоскости листа или холста, при которой соблюдены правила гармонии, равновесия, целостности.

Коллаж – картина, созданная из различных предметов, наклеенных на нее. Также это может быть рисунок или портрет, скомпонованный их нескольких фотографий.

Контраст – явное различие в размере, тоне, форме или других характеристиках элементов в рисунке.

Линейная перспектива – система построения объектов в пространстве, при которой все линии сходятся в одну или две точки, расположенные на горизонте или линии глаз.

Мастихин – инструмент для писания картин маслом. Имеет форм лопатки, которой набирают краску и переносят ее на полотно.

Мольберт – деревянный, металлический или пластмассовый держатель для холста. Обычно бываю с двумя или тремя ножками и фиксаторами, которые перемещаются в зависимости от размера полотна. Удобная вещь для писания портретов маслом.

Натюрморт – жанр в живописи, который изображает композицию из не живых предметов: цветы, вазы, чашки, тарелки, утюг, чайник, гитара и т.д.

Нюанс – небольшое различие в форме, цвете, размере или тоне объектов в композиции.

Пленэр – писание картин на улице с натуры. Художники выходят на пленэр, чтобы запечатлеть сиюминутное настроение и свое собственное впечатление от увиденного, не прибегаю при этом к фотосъемке и рисунку по фото.

Полихромный – означает двухцветный. Например, полихромный портрет изображают при помощи одного простого карандаша. В результате получают черно-белый рисунок с градациями серого.

Профиль – изображение предмета сбоку, слева или справа.

Паспартурамка для портретов или других картин акварелью, пастелью или простым карандашом. Такое оформление позволяет лучше воспринять рисунок в целом. Выполняется из плотной цветной или белой бумаги.

Ритм – повторение похожих или идентичных элементов через некое расстояние. Прием в композиции, который придает ей целостность, гармонию и равновесие.

Рефлекс – светлый участок в рисунке, который образуется за счет того, что предмет имеет свойство отражать близ лежащую поверхность или соседний объект. В портрете карандашом это второй по светлости момент после блика.

Растушевка – прием в рисовании карандашом, пастелью или цветными карандашами, который заключается в том, что художник растирает нанесенный перед этим тон, делая переходы более гладкими и мягкими на портрете.

Розетка – гипсовый слепок, который художники используют в качестве натуры для рисования учебных натюрмортов. Чаще всего это фигуры цветков или листьев с завитками.

Резак – нож для заточки художественных карандашей. Некоторые резаки имеют сменные насадки, что очень удобно.

Симметрия – расположение объектов в композиции рисунка зеркально относительно оси. Такой прием способствует созданию гармонии и равновесия в картине.

Статика – отсутствием движения в композиции рисунка. Является антонимом к термину «динамика». Элементы кажутся тяжелыми и неподвижными.

Триптих – объединенные по одному сюжету и идеи три картины. Висят они вместе, создавая единое впечатление от увиденного и передавая цельность художественного замысла.

Холст – хлопковая, вискозная или другого материала ткань, которая натягивается на подрамник, грунтуется и является полотном для последующего написание на нем картины или портрета маслом, акрилом.

Штриховка – способ зарисовки тона резкими движениями руки, которые образуют перекрестные короткие линии. В результате наложения нескольких слоев линий под разным углом и с разным нажимом карандаша получается создать желаемый тон в портрете.

Надеюсь, теперь вам будет проще понять учебные статьи, в которых употребляются данные термины художников. Они не просто увеличат ваш словарный запас, а и помогут разобраться в том, что говорят профессиональные живописцы о картинах, материалах и технике выполнения портрета или другой жанровой картины.

Название цветов красокКроме терминов, которые употребляют мастера искусства, нам часто также встречаются профессиональные названия красок, как акварельных, так и масляных или акриловых. Зачастую название цвета в акварели отличается от привычных нам названий «красный» или «черный». При писании портрета акварелью по уроку, вы можете прочесть о том, какие конкретно цвета использует художник для тона лица или волос. Чтобы понять, как выглядит «умбра жженая» или «окись хрома», предлагаю воспользоваться рисунком с названиями красок. На нем изображены акварельные краски из набора «Белые ночи» Невской палитры.

После ознакомления с наиболее популярными терминами вы непременно стали на шаг ближе к пониманию всего того, что знают и умеют художники. Но если у вас все еще остались вопросы, задавайте их в комментариях и я радостью на них отвечу!

Художница, Светлана Маслова

КОНТАКТЫ

  

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Карандашом

от 1 000 руб.

Портрет пастелью

Пастелью

от 1 400 руб.

 портрет акварелью

Акварелью

от 1 500 руб.

портрет маслом

Маслом

от 3 000 руб.

поп арт портрет

 Поп Арт

от 2 300 руб.